ООО "ПриволжскНИПИнефть"- специализированный институт по проектированию
инфраструктуры объектов разведки, бурения, добычи, подготовки, транспортировки,
переработки, хранения и перевалки нефти, газа и их производных.
Разработка конструкторской документации для резервуаров,
металлоконструкций и нефтегазового оборудования.

ПриволжскНИПИнефть. Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) Москвы и Московской области.


Автомобильные газонаполнительные компрессорные  станции (АГНКС)

                     В целях обеспечения автомобильного транспорта газомоторным топливом в 1986 году

            институтом Генпланов ГлавАПУ Московской области была разработана Схема размещения

            автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в Московской области.

            Схемой предусматривалось строительство 55 АГНКС в городах Московской области и 11 станций на

            внешней стороне Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), т.е. в общей сложности 66

            АГНКС.

 

                     В настоящее время на территории Московской области расположено 19 АГНКС, в том числе 8

            станций на внешней стороне МКАД и 11 станций в городах области, т.е. Схема реализована только

            на 29% (табл. 3.4).

                                                                                                                                                                       Таблица 3.4

 

                                     N      Станции     Мощность     Местонахождение  

                                     п/п                        АГНКС,  

                                                                   авт./сут.

                                     1.      АГНКС-1    500                 23-й км МКАД,    

                                                                                          пос. Развилка    

                                     2.      АГНКС-2    500                 72-й км МКАД     

                                     3.      АГНКС-3    500                 91-й км МКАД     

                                     4.      АГНКС-4    500                 95-й км МКАД     

                                     5.      АГНКС-6    500                 47-й км МКАД     

                                     6.      АГНКС-7    500                 15-й км МКАД     

                                     7.      АГНКС-8    250                 78-й км МКАД     

                                     8.      АГНКС-10  250                 44-й км МКАД     

                                     9.      АГНКС       250                 г. Дмитров       

                                     10.    АГНКС       500                 г. Сергиев Посад 

                                     11.    АГНКС       500                 г. Щелково       

                                     12.    АГНКС       500                 г. Ногинск       

                                     13.    АГНКС       250                 г. Раменское     

                                     14.    АГНКС       500                 г. Подольск      

                                     15.    АГНКС       500                 г. Серпухов      

                                     16.    АГНКС       250                 г. Ступино       

                                     17.    АГНКС       250                 г. Орехово-Зуево 

                                     18.    АГНКС       250                 г. Воскресенск   

                                     19.    АГНКС       500                 г. Коломна       

 

                     Все станции построены в середине-конце восьмидесятых годов в соответствии с

 

               

            постановлением Совета Министров СССР N 1189 от 21 декабря 1983 года "О мерах по

            использованию сжатого природного газа в качестве моторного топлива для автомобильного

            транспорта в г. Москве и Московской области" и осуществляют заправку автомобилей сжатым

            природным газом (КПГ).

 

                     В связи с тем, что Московская областная Программа по расширению использования природного

            газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте и сельскохозяйственной технике на

            1996- 1999 годы оказалась нереализованной, построенные станции эксплуатировались с

            незначительной загрузкой, а в настоящее время фактически простаивают. Более того, в связи с

            отсутствием переоборудованного на газ автомобильного транспорта станции начали закрываться (г.

            Ступино).

 

                     В результате приостановки строительства АГНКС северо-западные, западные и юго-западные

            районы Московской области оказались практически лишенными источников получения сжатого

            природного газа и использования его в качестве моторного топлива.

 

                     В настоящее время проведена реконструкция и осуществляется заправка автомобилей сжатым

            природным газом, сжиженным углеводородным газом и светлыми нефтепродуктами на трех АГНКС,

            размещенных на МКАД (АГНКС N 6, 7, 10). Кроме того, выполнены проекты реконструкции еще

            трех АГНКС (23-й км МКАД, г. Серпухов и Воскресенск). Перечисленные выше объекты

            классифицируются уже как многотопливные заправочные комплексы.

                                                                                            Выводы

                     1. Загрузка существующих АГНКС из-за незначительного количества переоборудованных

            автомобилей практически равна нулю и вряд ли возрастет в ближайшие годы.

 

                     2. Стоимость строительства АГНКС оценивается от 800 тыс. до 1,5 млн. долларов США при

            окупаемости от 3 до 12 лет.

 

                     3. Переоборудование автотранспорта на сжатый природный газ связано с большими затратами

            на переоборудование и обслуживание автомобилей, при этом их грузоподъемность уменьшается на

            15-20%, а пробег сокращается до 250-300 км.

 

                     4. В связи с большим весом баллонов класс переоборудованных автомобилей ограничен

            автобусами, грузовыми автомобилями и сельскохозяйственной техникой. В то же время

            транспортные, грузовые и пассажирские предприятия области либо акционированы, либо

            дотационные и, соответственно, ограничены в средствах.

 

                     5. В связи с большой изношенностью муниципального и пассажирского автотранспорта перевод

            его на газ в настоящее время экономически нерентабелен.

 

                     6. Наметилась тенденция к переходу от строительства больших стационарных станций к

            применению передвижных автогазозаправщиков либо станций малой мощности - "гаражных". Вторая

            тенденция - реконструкция АГНКС под многотопливные комплексы.

 

                     7. Ситуация с использованием сжатого газа на автомобильном транспорте в Российской

            Федерации в целом и в области в частности не внушает оптимизма. Производство газобаллонных

            автомобилей фактически прекратилось, объемы производства оборудования для АГНКС

            незначительны.

 

               

                     8. Одним из факторов, сдерживающих перевод автомобилей на использование сжатого

            природного газа в качестве моторного топлива, является отсутствие экономического стимулирования

            этого процесса.

   __________________________________________________


Предложения по использованию сжиженного метана

 

                                                                        в качестве моторного топлива

 

                     Одним из способов получения сжиженного метана является утилизация избыточного давления

            газа на газораспределительной станции с применением турбодетандерных установок.

 

                     Криогенные системы хранения жидкого метана по сравнению с системами хранения газа под

            высоким давлением имеют следующие преимущества:

 

                     - большая вместимость;

 

                     - уменьшение веса при сопоставимых габаритах;

 

                     - низкое рабочее давление;

               

                     - уменьшение взрывоопасности.

 

                     Криогенные системы транспортирования жидкого метана (криогенные трубопроводы,

            транспортные криогенные цистерны, автомобильные газификационные установки) позволяют

            доставлять метан потребителю практически в любую точку.

 

                     Экономическая целесообразность перевода автопарка на сжиженный метан обусловлена

            сравнительно меньшим весом и большей вместимостью криогенных топливных баков по сравнению

            с системами, использующими сжатый газ, что существенно увеличивает автопробег и

            грузоподъемность автотранспорта.

 

                     Создание инфраструктуры обеспечения региона сжиженным метаном возможно выполнить

            поэтапно. На наш взгляд в первую очередь на сжиженный метан следует перевести муниципальный

            транспорт, сельскохозяйственную технику крупных хозяйств, дорожно-строительную технику

            крупных ДРСУ. Это позволит достичь значительной экономической эффективности в кратчайшие

            сроки за счет минимизации затрат на создание систем хранения, транспортировки и заправки.

 

                     Экономические расчеты показывают, что срок окупаемости установок по сжижению метана при

            сроке амортизации 20 лет составляет от 2 до 4 лет.

 

                     Акционерным обществом "Русский мотор" (АО "РУМО") в Нижнем Новгороде разработаны

            детандерно-компрессорные агрегаты, в которых сжатие газа для заправки транспорта осуществляется

            за счет энергии расширения магистрального газа с 3,5-5 до 1,2 МПа. Такой перепад давления

            характерен для эксплуатируемых на территории Московской области газораспределительных станций

            на входе в города и населенные пункты. Детандерные агрегаты занимают небольшую площадь,

            характеризуются высокой эксплуатационной надежностью и могут располагаться на существующих

            площадках газораспределительных станций.

 

                     Анализ показывает, что для размещения детандерно-компрессорных агрегатов по сжижению

            метана и АГНКС по заправке им автотранспорта можно рассматривать как минимум 28

            газораспределительных станций

 

                     Перспективность направления развития сети АГНКС по заправке сжиженным метаном

            обусловлена с одной стороны, тем, что эти ГРС расположены у населенных пунктов, где нет АГНКС

            сжатого газа, с другой стороны, есть база для такого развития - наличие крупных парков

            автотранспорта, обслуживающего близлежащие районы, а также близость ГРС к интенсивным

            транзитным транспортным потокам.

 

                     В качестве эксперимента на территории Московской области предлагается монтаж и

            эксплуатация турбодетандерной установки по сжижению метана на газораспределительной станции

            в г. Наро-Фоминске и заправка им автомобилей на существующей автозаправочной станции,

            расположенной на 72-ом км Киевского шоссе.

 

                                            6.7. Предложения по повышению качества моторных топлив

 

                     Изложенный выше прогноз по объемам суммарного выброса автотранспортом загрязняющих

            веществ справедлив только в случае применения на автотранспорте моторных топлив, качество

            которых полностью соответствует требованиям нормативно-технической документации. Любое

            отклонение от этих требований приводит к значительному увеличению вредного влияния

            автотранспорта на экологию в регионе.

                     Проведенные в 1999-2000 гг. проверки качества моторных топлив показали, что

            автотранспортный комплекс области использует до 40% некондиционных по тем или иным

            показателям качества нефтепродуктов.

 

                     Анализ испытаний, проведенных в независимых испытательных центрах, позволяет сделать

            вывод, что с качеством моторных топлив в Московской области сложилась крайне неблагополучная

            обстановка. Причины такого положения дел в следующем:

 

                     - увеличение в десятки раз количества поставщиков горючего, занимающихся не только

            реализацией, но и производством нефтепродуктов зачастую без соблюдения установленной

            технологии производства;

 

                     - отсутствие государственной системы контроля качества горючего в топливозаправочном

            комплексе Московской области как на этапе приема, хранения и выдачи нефтепродуктов на

            нефтебазах, так и при их реализации через автозаправочные станции;

 

                     - низкое техническое состояние резервуарного парка и другого технологического оборудования

            большинства существующих нефтебаз, не обеспечивающее сохранность качества горючего;

 

                     - нарушения правил эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций, связанные как с низкой

            исполнительностью персонала, так и с недостаточным уровнем его профессиональной подготовки.

 

                     С целью повышения экологической безопасности применения моторных топлив в области

            необходимо в первую очередь создать Единую систему контроля качества моторных топлив,

            реализуемых в Московской области. Введение в г. Москве такой системы полностью исключило

            применение этилированных бензинов, а продажа некондиционных нефтепродуктов сократилась

            почти в 5 раз.

 

                     Кроме того, необходимо разработать и ввести в действие еще целый ряд нормативно-правовых

            актов, регламентирующих технические требования к качеству моторных топлив, устанавливающих

            правила экологической безопасности объектов топливозаправочного комплекса и ответственность за

            их нарушение.

 

                     Существенно ограничить возможность поставки в область некондиционных нефтепродуктов и

            их реализацию может внедрение на всех объектах топливозаправочного комплекса Системы

            коммерческого учета нефти и продуктов ее переработки с фискальной регистрацией товарных и

            денежных потоков при их приеме, хранении и отпуске.

 

                     Аналог такой системы внедрен ЗАО "Компания ПАРКойл" на пункте налива, совмещенном с

            автозаправочной станцией, на 41-м километре Ярославского шоссе.

 

                     Внедрение такой системы обеспечит, кроме того, повышение собираемости налогов на

            реализуемые горюче-смазочные материалы.