ООО "ПриволжскНИПИнефть"- специализированный институт по проектированию
инфраструктуры объектов разведки, бурения, добычи, подготовки, транспортировки,
переработки, хранения и перевалки нефти, газа и их производных.
Разработка конструкторской документации для резервуаров,
металлоконструкций и нефтегазового оборудования.

Автозаправочные комплексы АЗК Москвы и Московской области. Проектный институт "ПриволжскНИПИнефть".

Автозаправочные комплексы

                     В 1996 году была разработана и одобрена Правительством Московской области и Федеральной

            автомобильно-дорожной службой России (постановление Правительства Московской области и

            Федеральной автомобильно-дорожной службы России от 13.05.96 N 25/11-1/76) Программа развития

            инфраструктуры дорожного сервиса на федеральных автодорогах Московской области.

 

                     Необходимость разработки Программы развития инфраструктуры дорожного сервиса на

            федеральных автодорогах Московской области была вызвана тем, что к 1995 году в Московской

            области на федеральных дорогах эксплуатировалось всего 125 автозаправочных станций,

            построенных в 80-е годы, не отвечавших современным требованиям и не обеспечивающих

            потребности всевозрастающего парка автомобильной техники.

 

                     Задачи Программы развития инфраструктуры дорожного сервиса на федеральных автодорогах

 

                        Московской области:

 

                     - разработка предложений по размещению объектов дорожного сервиса на федеральной сети

            автодорог Московской области;

 

                     - определение состава объектов дорожного сервиса;

 

                     - разработка рекомендаций и градостроительных требований к размещению автозаправочных

            комплексов.

 

                     Программой развития инфраструктуры дорожного сервиса на федеральных автодорогах

            Московской области предусматривалось построить 244 автозаправочных станций и комплексов и

            ликвидировать 19 контейнерных станций, не отвечающих эколого-градостроительным требованиям.

            Общее количество станций и комплексов на сети федеральных дорог планировалось довести до 350

            единиц.

 

                     В 1999 году была разработана и утверждена Межведомственной комиссией (протокол заседания

            от 24.11.99) Схема развития инфраструктуры дорожного сервиса на территориальной сети автодорог

            Московской области (далее - Схема).

 

                     Схема разрабатывалась как логическое продолжение Программы развития инфраструктуры

            дорожного сервиса на федеральных автодорогах Московской области и была призвана обеспечить

            объектами дорожного сервиса, в том числе и автозаправочными станциями и комплексами, всю сеть

            дорог на территории Московской области.

 

                     Задачи Схемы:

 

                     - упорядочение существующей сети объектов дорожного сервиса на территориальной сети

            автомобильных дорог Московской области;

 

                     - разработка предложений по модернизации объектов дорожного сервиса в части, касающейся

            развития сферы сервисных услуг и улучшения архитектурного облика;

 

                     - размещение новых объектов дорожного сервиса на территориальной сети автомобильных

            дорог.

 

                     Кроме того, в ходе разработки Схемы были откорректированы показатели Программы развития

            инфраструктуры дорожного сервиса на федеральных автодорогах Московской области. Фактически в

            Схеме было рассмотрено размещение объектов дорожного сервиса на всей сети автомобильных дорог

            области.

 

                     Схемой намечалось довести количество автозаправочных станций с различным набором

            сервисных услуг на сети федеральных и территориальных дорог до 1130-1435, в том числе на

            территориальной сети дорог и в городах - до 730-830 станций.

 

                     Последние годы отмечены активным ростом количества автозаправочных станций. С 1995 года

            построено более 650 заправочных станций. В настоящее время в Московской области действует

            около 900 автозаправочных станций, в том числе около 600 - на территориальной сети дорог, в

            городах и других населенных пунктах (67%). За этот период количество автозаправочных станций

            возросло почти в 4 раза (табл. 3.3).

 

                     На строительство станций и комплексов было вложено и освоено свыше 400 млн. долларов, на

            них работают около 12 тыс. человек, расчетные поступления в районные и областной бюджеты

            составляют 450 млн. рублей в год.

 

                        Вместе с тем следует отметить, что процесс активного отведения земельных участков под

            объекты дорожного сервиса продолжается, но освоение их под заявленные цели идет медленными

            темпами. В настоящее время около 800 площадок находятся в разной стадии оформления, но по

            оценкам института по 70-80 процентам из них землеустроительные дела завершены не будут.

 

                                                                                                                                                                       Таблица 3.3

 

                             ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ АЗС НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

             N      Наименование       1988    01.01.96       96/88     01.01.99       99/96     01.01.2000       01.01.2001             2000/99                            2001/2000

             п/п    района                    год                           раз                             раз         - всего               раз    раз     

             1       2                              3          4                   5            6                   7            8                       9                10     11  

             1.      Балашихинский     1          7                   7,0         31                 4,4         35                     39                1,1    1,1 

             2.      Волоколамский     2          3                   1,5         7                   2,3         8                       9                1,1    1,1 

             3.      Воскресенский      3          5                   1,7         13                 2,6         14                     21                1,1    1,5 

             4.      Дмитровский         2          5                   2,5         16                 3,2         22                     23                1,4    1,0 

             5.      Домодедовский     1          6                   6,0         16                 2,7         19                     23                1,2    1,2 

             6.      Егорьевский           1          2                   2,0         8                   4,0         8                       8                1,0    1,0 

             7.      Зарайский              1          2                   2,0         2                   1,0         2                       2                1,0    1,0 

             8.      Истринский           1          5                   5,0         21                 4,2         22                     23                1,0    1,0 

             9.      Каширский            3          6                   2,0         9                   1,5         10                     10                1,1    1,0 

             10.    Клинский               2          6                   3,0         10                 1,7         13                     14                1,3    1,1 

             11.    Коломенский         3          4                   1,3         19                 4,8         25                     21                1,3    0,8 

             12.    Красногорский      0          2                   2,0         15                 7,5         16                     21                1,1    1,3 

             13.    Ленинский             0          6                   6,0         22                 3,7         32                     37                1,5    1,2 

             14.    Лотошинский        1          2                   2,0         3                   1,5         3                       3                1,0    1,0 

             15.    Луховицкий           1          3                   3,0         7                   2,3         9                       10                1,3    1,1 

             16.    Люберецкий          0          8                   8,0         24                 4,0         26                     42                1,1    1,6 

             17.    Можайский            2          8                   4,0         11                 1,4         15                     15                1,4    1,0 

             18.    Мытищинский      0          5                   5,0         28                 5,6         36                     42                1,3    1,1 

             19.    Наро-                      2          5                   2,5         24                 4,8         30                     30                1,3    1,0 

                      Фоминский   

             20.    Ногинский             8          8                   1,0         23                 2,9         25                     32                1,1    1,3 

             21.    Одинцовский        4          17                 4,3         34                 2,0         40                     41                1,2    1,0 

             22.    Озерский                1          2                   2,0         3                   1,5         3                       4                1,0    1,3 

             23.    Орехово-                5          7                   1,4         15                 2,1         19                     26                1,3    1,4 

                      Зуевский    

             24.    Павлово-                1          1                   1,0         7                   7,0         8                       7                1,0    1,0 

                      Посадский   

             25.    Подольский           9          14                 1,6         54                 3,9         65                     66                1,2    1,0 

             26.    Пушкинский          4          10                 2,5         35                 3,5         46                     46                1,3    1,0 

             27.    Раменский             4          17                 4,3         22                 1,3         36                     40                1,6    1,1 

             28.    Рузский                  3          6                   2,0         9                   1,5         9                       15                1,0    1,7 

             29.    Серебряно-            2          2                   1,0         2                   1,0         2                       2                1,0    1,0 

                      Прудский    

 

               

             30.    Сергиево-              7          10                 1,4         22                 2,2         24                     27                1,1    1,1 

                      Посадский   

             31.    Серпуховский        6          12                 2,0         20                 2,3         22                     28                1,1    1,3 

             32.    Солнечно-             1          5                   5,0         20                 4,0         25                     29                1,3    1,2 

                      горский     

             33.    Ступинский           2          5                   2,5         7                   1,4         8                       10                1,1    1,3 

             34.    Талдомский           2          4                   2,0         10                 2,5         13                     13                1,3    1,0 

             35.    Химкинский          0          3                   3,0         18                 6,0         11                     11                0,6    1,0 

             36.    Чеховский              3          5                   1,7         10                 2,0         22                     23                2,2    1,0 

             37.    Шатурский             2          2                   1,0         6                   3,0         7                       6                1,2    0,9 

             38.    Шаховской             1          3                   3,0         3                   1,0         5                       5                1,7    1,0 

             39.    Щелковский           1          4                   4,0         16                 4,0         22                     25                1,4    1,2 

                      Итого                      92        227               2,5         622               2,7         757                   849                         1,4                           1,1 

 

                     Наиболее интенсивно обустраиваются федеральные автодороги, по которым проходят

            всевозрастающие транспортные потоки. За период с 1996 года по 2000 год было построено около 180

            автозаправочных станций, а общее их количество достигло 300 единиц, то есть на сегодняшний день

            Программа развития инфраструктуры дорожного сервиса на федеральных автодорогах Московской

            области выполнена на 85%.

 

                     В настоящее время на территории области функционируют следующие основные виды (типы)

            автозаправочных станций:

 

                     - стационарные;

 

                     - контейнерные;

 

                     - АЗС с выносными топливораздаточными колонками и контейнерами для хранения топлива.

 

                     Эксплуатация передвижных автозаправочных станций на территории области с 1997 года

            запрещена.

 

                     В конце 80-х-начале 90-х годов автозаправочные станции представляли в основном

            одинаковые контейнеры заводского или несертифицированного изготовления, установленные на

            бетонные плиты, с грунтовым покрытием территории, имели убогого вида операторские, похожие

            больше на садовые домики. Практически на всех автозаправочных станциях не было инженерного

            обеспечения. Станции, принадлежащие АООТ "Моснефтепродукт", считались верхом архитектурного

            совершенства, построенные с соблюдением всех норм и правил на тот период времени.

 

                     На сегодняшний день картина изменилась. Благодаря совместным усилиям Правительства

            Московской области и других контролирующих организаций, появлению новых нормативных

            документов началось качественное улучшение автозаправочных станций. На действующих станциях

            проводилась и проводится реконструкция с изменением технологической схемы и улучшением

            внешнего вида.

 

                     Если раньше на дорогах области велось строительство, как правило, только заправочных

            станций без какого-либо дополнительного сервиса, то сейчас преобладают стационарные

            заправочные станции с хорошим архитектурным обликом, с самым различным набором

            дополнительных услуг, отвечающие современным требованиям и нормативам. По существу

            автозаправочные станции преобразовываются в комплексы дорожного сервиса.

 

                     Далее приводится рис. 1 "Динамика кол-ва АЗК (АЗС) в Московской области".

 

                     В последнее время на автодорогах области появились комплексы, обеспечивающие заправку

            автомобилей не только жидким моторным топливом, но и газом. Такие объекты получили название

            "многотопливные заправочные комплексы".

 

                     В настоящее время на территории области действуют комплексы, осуществляющие заправку

            автомобилей:

 

                     - жидким моторным топливом и сжиженным углеводородным газом, таких комплексов - 3;

 

                     - жидким моторным топливом и сжатым природным газом, таких комплексов - 3;

 

                     - жидким моторным топливом, сжиженным и сжатым газом, такой комплекс - 1.

 

                     В общей сложности на территории области действует 7 многотопливных заправочных

            комплексов.

 

                     Комплекс, расположенный на 47 км МКАД, является к тому же многофункциональным

            комплексом, так как не только обеспечивает клиентов топливом, но и осуществляет сервисное

            обслуживание автотранспорта и участников движения. На территории комплекса имеется центр по

            переоборудованию автомобилей на газовое топливо, их техническому обслуживанию, торговый

            центр, мойка автомашин и здание офиса.

 

                                                                                            Выводы

 

                     1. За последние 5 лет произошел бурный рост количества автозаправочных станций, не только

            на сети федеральных, но и территориальных дорог и в населенных пунктах области.

 

                     2. Ранее принятые программы развития инфраструктуры дорожного сервиса в части,

            касающейся строительства автозаправочных станций, выполнены на 75%.

 

                     3. С 1996 года количество автозаправочных комплексов с набором различного вида сервисных

            услуг увеличилось в 3,5 раза и достигло 35% от общего количества автозаправочных станций.

 

                     4. Происходят изменения в качестве вновь возводимых автозаправочных комплексов.

            Построены и строятся интересные в архитектурном исполнении, запоминающиеся объекты,

            соответствующие современным нормам и правилам.

 

                     5. Формируется вторичный рынок земельных участков под строительство автозаправочных

            комплексов.

 

                     6. Происходит активное поглощение мелких фирм и частных предпринимателей крупными

            компаниями-производителями и поставщиками нефтепродуктов.

 

                     7. Темпы роста количества автозаправочных станций и комплексов замедляются и

            стабилизируются, особенно на федеральной сети дорог в пределах Московского малого кольца,

            намечается постепенное насыщение рынка автозаправочных комплексов.