ООО "ПриволжскНИПИнефть"- специализированный институт по проектированию
инфраструктуры объектов разведки, бурения, добычи, подготовки, транспортировки,
переработки, хранения и перевалки нефти, газа и их производных.
Разработка конструкторской документации для резервуаров,
металлоконструкций и нефтегазового оборудования.

Московский кольцевой нефтепродуктопровод. Проектирование нефтепроводов, трубопроводов нефти и газа

Московский кольцевой нефтепродуктопровод

                     В целях упорядочения и совершенствования структуры управления топливно-энергетическим

            комплексом Московского региона, повышения эффективности функционирования и развития

            системы обеспечения нефтепродуктами Московской области и г. Москвы в ноябре 1997 года было

            подписано Соглашение между Администрацией Московской области, Правительством Москвы и

            ОАО "Транснефтепродукт" о сотрудничестве в сфере нефтепродуктообеспечения Московской области

            и г. Москвы.

 

                     Соглашение определяло перечень мероприятий и взаимоотношений сторон в сфере

            транспортирования, хранения и реализации нефтепродуктов на территории Московской области и г.

            Москвы. Кроме того, Соглашением была одобрена Программа реализации нефтепродуктов

            потребителям Московской области и г. Москвы через систему автономных наливных пунктов и

            автозаправочных станций на кольцевом нефтепродуктопроводе.

 

                     На основании указанных документов ГУП НИиПИ градостроительства в 1997 году была

            разработана Схема размещения наливных пунктов, совмещенных с АЗС, на Московском кольцевом

            нефтепродуктопроводе. Схема была рассмотрена и утверждена на заседании Межведомственной

            комиссии в июле 1998 года.

 

                     Основные задачи Схемы:

 

                     - размещение наливных пунктов, совмещенных с автозаправочными станциями, в районах

            пересечения кольцевого нефтепродуктопровода с автодорогами;

 

                     - подключение указанных объектов к нефтепродуктопроводу.

 

                     Схемой предусматривалось строительство 34 наливных пунктов, из них в комплексе с

            автозаправочными станциями - 26, что обеспечивало создание в Московском регионе современного

            трубопроводно-складского комплекса с широкими возможностями по транспортированию, хранению

            и выдаче нефтепродуктов.

 

                     Кольцевой нефтепродуктопровод АО "Мостранснефтепродукт" протяженностью 328 км

            проложен по территории Московской области на расстоянии 20-40 км от границы г. Москвы

            (Московской кольцевой автодороги). Линейная часть нефтепродуктопровода состоит из трех

            трубопроводов диаметром 377 мм, проложенных параллельно друг другу, и отводов от них к

            аэропортам "Домодедово", "Внуково", "Шереметьево", "Быково" и "Чкаловский", а также к

            "Павельцовской" нефтебазе и наливным станциям "Володарская", "Солнечногорская", "Нагорная" и

            "Новоселки". Нефтепродуктопровод подключен к Московскому нефтеперерабатывающему заводу. К

            Володарской станции подходят также три нитки трубопроводов от Рязанского

            нефтеперерабатывающего завода. Володарская ЛПДС с вместимостью резервуарного парка 220 тыс.

            куб. м и сливной железнодорожной эстакадой с возможностью по приему до 2 млн. тонн в год

            является уникальным объектом. ОАО "Лукойл" разработан проект строительства железнодорожной

            сливной эстакады на наливной станции "Солнечногорская" с возможностью по приему

            нефтепродуктов до 500 тыс. тонн в год.

 

                     В восьмидесятых годах были построены 4 автозаправочные станции, снабжение которых

            топливом предусматривалось с НПП. К нефтепродуктопроводу было подключено только 3 АЗС. К

            настоящему времени все станции от нефтепродуктопровода отключены.

 

                     Интерес к кольцевому нефтепродуктопроводу возник с идеей строительства подключенных к

            нему наливных пунктов, совмещенных с автозаправочными станциями, которые будут играть роль

 

                        небольших нефтебаз и обеспечивать потребность районов области в радиусе 40-50 км. Проект

            экономически целесообразен тогда, когда на кольце построено и эксплуатируется не менее 10

            наливных пунктов, совмещенных с автозаправочными станциями.

 

                     К настоящему времени построено и эксплуатируется 8 таких комплексов и еще 7 находятся в

            различной степени освоения.

 

                     Кроме того, по территории Серебряно-Прудского района проходит нефтепродуктопровод

            "Новки-Рязань-Тула-Орел". В районе его пересечения с автодорогой "Каспий" ведется строительство

            наливного пункта, совмещенного с АЗС. Емкость резервуарного парка наливного пункта составит 2,0

            тыс. куб. м.

                                                                                            Выводы

                     1. Кольцевой нефтепродуктопровод проложен по территории 14 районов Московской области,

            позволяет транспортировать одновременно три сорта светлых нефтепродуктов с суммарной

            пропускной способностью 4,2 млн. тонны в год, что сопоставимо с годовой потребностью

            Московской области.

 

                     2. Володарская и Солнечногорская ЛПДС способны закрыть дисбаланс между годовыми

            объемами потребления светлых нефтепродуктов Московского региона и возможностью их

            производства на МНПЗ.

 

                     3. В случае завершения строительства на нефтепродуктопроводе предусмотренных проектом

            наливных пунктов, совмещенных с автозаправочными станциями, на территории области будет

            создан единый трубопроводно-складской комплекс, способный полностью обеспечить центральную

            часть Московского региона светлыми нефтепродуктами.

 

                     4. Создание трубопроводно-складского комплекса способствует улучшению экологической

            ситуации в регионе как за счет возможности реконструкции или закрытия значительного количества

            старых нефтебаз, так и за счет внедрения единой системы контроля качества нефтепродуктов.