ООО "ПриволжскНИПИнефть"- специализированный институт по проектированию
инфраструктуры объектов разведки, бурения, добычи, подготовки, транспортировки,
переработки, хранения и перевалки нефти, газа и их производных.
Разработка конструкторской документации для резервуаров,
металлоконструкций и нефтегазового оборудования.

ПриволжскНИПИнефть - газонаполнительные станции (газораздаточные станции). Проектирование ГНС, ГРС, АГЗС, база сжиженого газа, хранения СУГ.

 

 

Газонаполнительные станции (газораздаточные станции) Московской области (Москва).

                     В настоящее время обеспечение Московской области сжиженным углеводородным газом

            осуществляют шесть газонаполнительных станций ГУП "Мособлгаз" (Ногинская, Дубненская,

            Люберецкая, Пушкинская, Зарайская и Звенигородская). Все базы, за исключением Зарайской,

            построены в 1961-1964 годах, Зарайская база построена в 1997 году. Ногинская база

            реконструирована в 1980 году.

 

                     Общая емкость резервуарного парка газонаполнительных станций составляет 5,75 тыс. куб. м,

            что обеспечивает хранение 2,5 тыс. тонн газа.

 

                     Станции в основном располагаются в восточной и юго-восточной частях области, при этом

            плечо подвоза газа потребителям составляет около 100 км (оптимально - 40-50 км).

 

                     Ежегодный объем хранения и реализации сжиженного углеводородного газа через

            газонаполнительные станции в целом по области составляет 50,0-52,0 тыс. тонн. От общего объема

            реализации газа 75-80% составляет реализация населению, льготникам и садоводам.

 

                     В настоящее время коэффициент оборота резервуарного парка станций в месяц составляет 1,6

            при оптимальном, с точки зрения экономической эффективности, коэффициенте равном 4,0.

 

                        Возможность существующего резервуарного парка при условии увеличения коэффициента

            оборота и соответствующей реконструкции составляет около 100,0 тысяч тонн газа в год. Четыре

            станции (Звенигородская, Пушкинская, Ногинская и Зарайская) имеют возможность увеличить

            резервуарный парк без увеличения территории.

 

                     Каждая станция обслуживает от 5 до 11 пунктов обмена бытовых газовых баллонов. В

            настоящее время на территории области в ведении ГУП "Мособлгаз" действует 44 пункта обмена

            газовых баллонов. Перечень ГНС и пунктов обмена представлен в таблице N 3.2.

 

                                                                                                                                                                       Таблица 3.2

 

                   N      Газонаполнительная        Емкость       Пункты обмена          Примечание

                   п/п    станция                             резерву-      бытовых газовых

                                                                        арного         баллонов      

                                                                        парка, 

                                                                        куб. м 

                   1.      Ногинская                         900               Егорьевск     

                                                                                            пос. Красный  

                                                                                            Ткач          

                                                                                            Шатура        

                                                                                            Рошаль        

                                                                                            пос. Черусти  

                                                                                            Лосино-       

                                                                                            Петровский    

                                                                                            платф. 33 км  

                                                                                            Ликино-Дулево 

                   2.      Дубненская                       400               Дмитров       

                                                                                            Талдом        

                                                                                            Запрудня      

                                                                                            Клин          

                                                                                            Катуар        

                   3.      Люберецкая                      550               Раменское     

                                                                                            Белые Столбы  

                                                                                            Барыбино      

                                                                                            Барановское   

                                                                                            пос. им. Цюрупы

                                                                                            Чехов         

                                                                                            Столбовая     

                                                                                            Серпухов      

                   4.      Пушкинская                       1200             пос. Заветы   

                                                                                            Ильича        

                                                                                            пос. Клязьма  

                                                                                            Солнечногорск 

                                                                                            Алабушево     

                                                                                            Крюково       

                                                                                            Нахабино      

                                                                                            Румянцево     

                   5.      Зарайская                          1050             Коломна       

 

               

                                                                                            Белоомут      

                                                                                            Кашира        

                                                                                            Ситне-        

                                                                                            Щелканово     

                                                                                            Малино        

                   6.      Звенигородская                1650             Лотошино      

                                                                                            Шаховская     

                                                                                            Волоколамск   

                                                                                            Можайск       

                                                                                            Уваровка      

                                                                                            Руза          

                                                                                            Тучково       

                                                                                            Дорохово      

                                                                                            Наро-Фоминск  

                                                                                            Верея         

                                                                                            Никольское    

                             Всего                                  5750

 

                                                                                            Выводы

 

                     1. В последние годы в силу различных причин как субъективного, так и объективного характера

            сложившейся практикой является то, что в осенний период газонаполнительные станции из-за

            отсутствия поставок газа простаивают, а в зимние месяцы не могут обеспечить прием и хранение газа

            даже в объеме балансовых заданий.

 

                     2. Потребление сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения области в

            ближайшие годы не претерпит существенных изменений и будет составлять около 40,0 тыс. тонн в

            год. Увеличение объемов хранения и реализации газа будет происходить за счет его использования в

            качестве моторного топлива, при этом поставки сжиженного газа на территорию области в

            перспективе будут ограничиваться возможностями нефтеперерабатывающих и нефтехимических

            заводов.

 

                     3. Материальная база газонаполнительных станций морально устарела, их техническая

            оснащенность не соответствует современным требованиям.

 

                     4. На ближайшую перспективу (до 2004 года) возможности газонаполнительных станций

            обеспечат увеличение объема реализации газа до 100 тыс. тонн в год. Дальнейшее увеличение

            объемов реализации газа возможно после проведения реконструкции существующих и строительства

            новых станций.

 

                     5. Газонаполнительные станции расположены на территории области неравномерно и

            неоптимально по отношению к потребителям, при этом Дубненская газонаполнительная станция

            находится в водоохранной зоне реки Волги, а Зарайская станция расположена на периферии области.

 

                     6. Существующие газонаполнительные станции, единственные в области, имеют свой

            специализированный транспорт для перевозки сжиженного газа и возможности по его содержанию

            и обслуживанию.

_____________________________________


Предложения по использованию сжиженного метана

 

                                                                        в качестве моторного топлива

 

                     Одним из способов получения сжиженного метана является утилизация избыточного давления

            газа на газораспределительной станции с применением турбодетандерных установок.

 

                     Криогенные системы хранения жидкого метана по сравнению с системами хранения газа под

            высоким давлением имеют следующие преимущества:

 

                     - большая вместимость;

 

                     - уменьшение веса при сопоставимых габаритах;

 

                     - низкое рабочее давление;

               

                     - уменьшение взрывоопасности.

 

                     Криогенные системы транспортирования жидкого метана (криогенные трубопроводы,

            транспортные криогенные цистерны, автомобильные газификационные установки) позволяют

            доставлять метан потребителю практически в любую точку.

 

                     Экономическая целесообразность перевода автопарка на сжиженный метан обусловлена

            сравнительно меньшим весом и большей вместимостью криогенных топливных баков по сравнению

            с системами, использующими сжатый газ, что существенно увеличивает автопробег и

            грузоподъемность автотранспорта.

 

                     Создание инфраструктуры обеспечения региона сжиженным метаном возможно выполнить

            поэтапно. На наш взгляд в первую очередь на сжиженный метан следует перевести муниципальный

            транспорт, сельскохозяйственную технику крупных хозяйств, дорожно-строительную технику

            крупных ДРСУ. Это позволит достичь значительной экономической эффективности в кратчайшие

            сроки за счет минимизации затрат на создание систем хранения, транспортировки и заправки.

 

                     Экономические расчеты показывают, что срок окупаемости установок по сжижению метана при

            сроке амортизации 20 лет составляет от 2 до 4 лет.

 

                     Акционерным обществом "Русский мотор" (АО "РУМО") в Нижнем Новгороде разработаны

            детандерно-компрессорные агрегаты, в которых сжатие газа для заправки транспорта осуществляется

            за счет энергии расширения магистрального газа с 3,5-5 до 1,2 МПа. Такой перепад давления

            характерен для эксплуатируемых на территории Московской области газораспределительных станций

            на входе в города и населенные пункты. Детандерные агрегаты занимают небольшую площадь,

            характеризуются высокой эксплуатационной надежностью и могут располагаться на существующих

            площадках газораспределительных станций.

 

                     Анализ показывает, что для размещения детандерно-компрессорных агрегатов по сжижению

            метана и АГНКС по заправке им автотранспорта можно рассматривать как минимум 28

            газораспределительных станций

 

                     Перспективность направления развития сети АГНКС по заправке сжиженным метаном

            обусловлена с одной стороны, тем, что эти ГРС расположены у населенных пунктов, где нет АГНКС

            сжатого газа, с другой стороны, есть база для такого развития - наличие крупных парков

            автотранспорта, обслуживающего близлежащие районы, а также близость ГРС к интенсивным

            транзитным транспортным потокам.

 

                     В качестве эксперимента на территории Московской области предлагается монтаж и

            эксплуатация турбодетандерной установки по сжижению метана на газораспределительной станции

            в г. Наро-Фоминске и заправка им автомобилей на существующей автозаправочной станции,

            расположенной на 72-ом км Киевского шоссе.

 

                                            6.7. Предложения по повышению качества моторных топлив

 

                     Изложенный выше прогноз по объемам суммарного выброса автотранспортом загрязняющих

            веществ справедлив только в случае применения на автотранспорте моторных топлив, качество

            которых полностью соответствует требованиям нормативно-технической документации. Любое

            отклонение от этих требований приводит к значительному увеличению вредного влияния

            автотранспорта на экологию в регионе.

                     Проведенные в 1999-2000 гг. проверки качества моторных топлив показали, что

            автотранспортный комплекс области использует до 40% некондиционных по тем или иным

            показателям качества нефтепродуктов.

 

                     Анализ испытаний, проведенных в независимых испытательных центрах, позволяет сделать

            вывод, что с качеством моторных топлив в Московской области сложилась крайне неблагополучная

            обстановка. Причины такого положения дел в следующем:

 

                     - увеличение в десятки раз количества поставщиков горючего, занимающихся не только

            реализацией, но и производством нефтепродуктов зачастую без соблюдения установленной

            технологии производства;

 

                     - отсутствие государственной системы контроля качества горючего в топливозаправочном

            комплексе Московской области как на этапе приема, хранения и выдачи нефтепродуктов на

            нефтебазах, так и при их реализации через автозаправочные станции;

 

                     - низкое техническое состояние резервуарного парка и другого технологического оборудования

            большинства существующих нефтебаз, не обеспечивающее сохранность качества горючего;

 

                     - нарушения правил эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций, связанные как с низкой

            исполнительностью персонала, так и с недостаточным уровнем его профессиональной подготовки.

 

                     С целью повышения экологической безопасности применения моторных топлив в области

            необходимо в первую очередь создать Единую систему контроля качества моторных топлив,

            реализуемых в Московской области. Введение в г. Москве такой системы полностью исключило

            применение этилированных бензинов, а продажа некондиционных нефтепродуктов сократилась

            почти в 5 раз.

 

                     Кроме того, необходимо разработать и ввести в действие еще целый ряд нормативно-правовых

            актов, регламентирующих технические требования к качеству моторных топлив, устанавливающих

            правила экологической безопасности объектов топливозаправочного комплекса и ответственность за

            их нарушение.

 

                     Существенно ограничить возможность поставки в область некондиционных нефтепродуктов и

            их реализацию может внедрение на всех объектах топливозаправочного комплекса Системы

            коммерческого учета нефти и продуктов ее переработки с фискальной регистрацией товарных и

            денежных потоков при их приеме, хранении и отпуске.

 

                     Аналог такой системы внедрен ЗАО "Компания ПАРКойл" на пункте налива, совмещенном с

            автозаправочной станцией, на 41-м километре Ярославского шоссе.

 

                     Внедрение такой системы обеспечит, кроме того, повышение собираемости налогов на

            реализуемые горюче-смазочные материалы.