ООО "ПриволжскНИПИнефть"- специализированный институт по проектированию
инфраструктуры объектов разведки, бурения, добычи, подготовки, транспортировки,
переработки, хранения и перевалки нефти, газа и их производных.
Разработка конструкторской документации для резервуаров,
металлоконструкций и нефтегазового оборудования.

Развитие топливозаправочного комплекса Московской области - проектирование ТЗК, проектирование топливозаправочного комплекса, проект ТЗК

Московский регион (г. Москва и Московская область) входит в число 20 крупнейших

            метрополий мира, является самым большим по численности населения в Российской Федерации. В

            регионе постоянно проживает 15,2 млн. человек (10,3% всего населения России). Здесь

            сосредоточено 10% промышленного потенциала, 17% автомобильного парка России,

            перерабатывается 60% всех поступающих в страну грузов. На территории области расположено 74

            города и свыше 6 тыс. иных населенных пунктов.

 

                     Московский регион, являясь одним из наиболее развитых в мире, сосредоточил в себе

            практически все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и

            трубопроводный.

 

                     Транспортный узел Московской области является крупнейшим в России. Железнодорожная сеть

            имеет 11 радиальных магистралей и два железнодорожных кольца (протяженность сети - 2,5 тыс. км).

            Автодорожная сеть имеет 18 автодорог федерального значения, а также разветвленную сеть

            территориальных дорог. Общая протяженность сети федеральных и территориальных автодорог

            составляет около 15,0 тыс. км. На территории области расположены три аэропорта, имеющих

            международное значение, и два речных порта.

 

                     Автомобильный парк региона составляет 3,3 млн. автомобилей.

 

                        За последние годы в регионе в 1,5 раза (до 300 тыс. тонн) увеличилась доля международных и

            междугородных автомобильных перевозок (10% от всего объема перевозок).

 

                     Отличительной особенностью Московской области являются большие миграционные потоки и

            сезонное население, достигающее 5,0 млн. человек в летний период.

 

                     Рост автомобильного парка (за последние годы в 2 раза) и автотранспортных перевозок,

            увеличение подвижности населения привели к значительным нагрузкам на автодорожную сеть.

 

                     Перечисленные выше факторы повлекли за собой резкие количественные изменения в составе

            топливозаправочного комплекса. Так, с 1995 по 2000 годы количество автозаправочных станций и

            комплексов увеличилось более чем в четыре раза.

 

                     Ежегодно автомобильный транспорт региона выбрасывает в атмосферу 2,5 млн. тонн оксидов

            углерода и азота. На долю автомобильного транспорта приходится 64% загрязнений атмосферного

            воздуха оксидами углерода и 33% загрязнений оксидами азота.

 

                     В разное время в Московской области разрабатывались различные программы, направленные

            на развитие того или иного элемента топливозаправочного комплекса. В настоящее время возникла

            необходимость в анализе комплекса в целом, в совокупности всех его элементов, для того чтобы

            иметь полное представление о проблемах, существующих в этой сфере услуг, а также выработать

            концептуальные решения и определить оптимальные пути развития комплекса на перспективу до

            2010 года. Результатом проделанной работы должен быть перечень мероприятий по реализации

            настоящей Программы, которые направлены в первую очередь на соблюдение интересов жителей

            Московской области: снижение вредного воздействия автотранспортного комплекса на человека и

            окружающую среду, увеличение налоговых отчислений в бюджет, рост занятости населения и

            создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций.

 

                                                    3. Анализ развития топливозаправочного комплекса

 

                                                    и выполнения программ по развитию его элементов

 

                     Топливозаправочный комплекс является наиболее важным элементом топливно-

            энергетического комплекса Московской области. Только в этой сфере осуществляется реализация

            нефтепродуктов предприятиям и населению области.

 

                     Рынок реализации нефтепродуктов в Московском регионе чрезвычайно привлекателен для

            отечественных и иностранных инвесторов. По данным Минэнерго России поставки нефтепродуктов

            в регион в 2000 году составили более 8,2 млн. тонн, из них в Московскую область, около 4,5 млн.

            тонн, в том числе мазут и керосин. Это составляет 8 и 5 процентов от поставок по Российской

            Федерации соответственно.

 

                     Кроме того, Московский регион располагает по разным оценкам от 70 до 80 процентов

            финансовых активов страны, что более или менее застраховывает поставщиков нефтепродуктов от

            возможных неплатежей. Здесь сталкиваются интересы многих нефтедобывающих и

            нефтеперерабатывающих компаний, в том числе крупных, вертикально интегрированных, что может

            при определенных условиях привести к кризисным явлениям в сфере нефтепродуктообеспечения.

            Оптовыми поставками нефтепродуктов на территории области, кроме крупных, занимаются около

            ста мелких компаний.

                     Сложившаяся в настоящее время ситуация на рынке нефтепродуктообеспечения в области

            характеризуется следующими особенностями и тенденциями:

 

                     - стабильно растущим потреблением светлых нефтепродуктов даже в кризисные периоды и, по

            прогнозам, сохраняющимся до 2010 года;

 

                     - существенной зависимостью региона от сторонних поставщиков нефтепродуктов в связи с

            ограниченными возможностями МНПЗ (свыше 30% потребляемых объемов завозится из других

            регионов. В перспективе возможен рост зависимости до 50-55%);

 

                     - наличием в регионе большого количества мелких фирм (около 300) по розничной реализации

            нефтепродуктов, ориентированных на различных поставщиков, и в связи с этим - низким качеством

            реализуемых нефтепродуктов (до 40% от общего объема), сводящим на нет значительные усилия и

            затраты на улучшение экологической обстановки;

 

                     - неблагоприятной экологической ситуацией, связанной с наличием большого количества

            устаревших и пожароопасных нефтебаз и части автозаправочных станций.

 

                     В условиях растущих цен на светлые нефтепродукты большое значение для развития

            топливозаправочного комплекса Московской области и улучшения экологической ситуации имеет

            создание широкой сети автогазозаправочных и автомобильных газонаполнительных компрессорных

            станций. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит ресурсному обеспечению. Ресурсы

            сжиженного углеводородного газа для нужд автотранспорта области в настоящее время оцениваются

            на уровне 200-250 тыс. тонн. В то же время усиление государственного контроля за производством и

            поставками сжиженного углеводородного газа позволили увеличить их выпуск в 2000 году до 6,6

            млн. тонн, что составляет 120% от уровня 1999 года. По прогнозу Минэнерго России в 2001 году

            производство сжиженных газов также возрастет. В связи с этим на перспективу (2010 год) можно

            ожидать увеличения поставок СУГ в область до 400-450 тысяч тонн в год. Ресурсных ограничений в

            использовании сжатого природного газа практически нет.

 

                     Система обеспечения Московской области нефтепродуктами строится по двум классическим

            технологическим схемам.

 

                     Первая схема - "Завод - железнодорожный транспорт - нефтебаза (газонаполнительная станция)

            - потребитель". По данной схеме нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы поставляют

            нефтепродукты по железной дороге на нефтебазы (газонаполнительные станции), которые в свою

            очередь выдают их конечным потребителям (АЗС, АГЗС, склады предприятий, пункты обмена

            бытовых газовых баллонов и т.д.). Обеспечение сжиженным углеводородным газом осуществляется

            только по данной схеме.

 

                     Вторая схема - "Завод - трубопроводный транспорт - нефтебаза (наливной пункт) -

            потребитель". Схема обеспечения строится на основе Московского кольцевого нефтепродуктопровода

            (НПП) ОАО "Мостранснефтепродукт". В этом случае нефтеперерабатывающие заводы по

            трубопроводу поставляют нефтепродукты на центральную нефтебазу (Володарская ЛПДС), которая

            подает их на наливные станции, расположенные на НПП, либо, минуя последние, выдает

            нефтепродукты непосредственно потребителям.

 

                     Топливозаправочный комплекс Московской области, учитывая принятые системы обеспечения,

            формировался в течение многих лет как единый организм со специализацией отдельных его

            элементов. Условно их можно разделить на:

 

                     - объекты, предназначенные для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов и сжиженного

            углеводородного газа. К ним относятся нефтебазы, склады горюче-смазочных материалов,

            газонаполнительные станции;

                     - объекты, предназначенные для транспортирования и приема нефтепродуктов. К ним

            относятся кольцевой нефтепродуктопровод с наливными станциями и наливными пунктами;

 

                     - объекты, предназначенные для заправки (реализации) нефтепродуктов и газа. К ним относятся

            автозаправочные, автогазозаправочные и автогазонаполнительные компрессорные станции и

            комплексы.

 

                     В такой последовательности в данной Программе было рассмотрено состояние элементов

            топливозаправочного комплекса и даны предложения по его развитию.

 

                                                                        3.1. Нефтебазы и склады ГСМ

                     В 1997 году на основании распоряжения Администрации Московской области от 10.09.96 N

            397-р ГУП НИиПИ градостроительства была разработана Схема развития складского хозяйства

            нефтепродуктов на территории Московской области. Необходимость разработки Схемы была вызвана

            крайне низким техническим состоянием нефтебаз, построенных в 50-е годы, их

            неудовлетворительной экологической, санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасностью.

            Кроме того, имеющиеся нефтебазы не обеспечивали всевозрастающие объемы переработки

            нефтепродуктов.

 

                     Основными задачами Схемы были: разработка предложений по количеству и местам

            строительства новых современных нефтяных терминалов, а также предложений по реконструкции

            или ликвидации существующих нефтебаз, размещенных вблизи жилой застройки и не имеющих

            территориальных возможностей для развития.

 

                     Схемой намечалось строительство 16 нефтебаз, кроме того, предусматривалось строительство

            еще 7 нефтебаз взамен существующих, предложенных Схемой к закрытию.

 

                     За период, прошедший с момента разработки Схемы, было построено 7 складов нефтепродуктов

            и еще 9 площадок находятся в различной стадии оформления (см. приложение (не приводится), рис.

            П1.1).

 

                     В настоящее время на территории области насчитывается около 50 нефтебаз и складов

            различной вместимости и принадлежности. Эти нефтебазы и склады нефтепродуктов по

            принадлежности подразделяются на пять групп (табл. 3.1):

 

                     - первая - нефтебазы, принадлежащие АООТ "Моснефтепродукт", в составе которого имеется 17

            нефтебаз и их филиалов с суммарной вместимостью резервуарного парка 196,6 тыс. куб. м;

 

                     - вторая - нефтебазы и наливные станции ОАО "Мостранснефтепродукт" (Володарская ЛПДС,

            наливные станции - Солнечная, Нагорная, Новоселки) с суммарной вместимостью 343,0 тыс. куб. м;

 

                     - третья - акционированные (Ногинская, Воскресенская и Павельцевская нефтебазы) с

            суммарной вместимостью 121,6 тыс. куб. м;

 

                     - четвертая - коммерческие нефтебазы, расположенные в городах Серпухов, Балашиха, Видное, в

            населенных пунктах Часцы, Непецино, Белые Столбы, ст. Внуково, Львовская, Рахмановская

            промзона с суммарной вместимостью 78,1 тыс. куб. м;

 

                     - пятая - склады ГСМ различных предприятий с суммарной вместимостью 115,8 тыс. куб. м.