ООО "ПриволжскНИПИнефть"- специализированный институт по проектированию
инфраструктуры объектов разведки, бурения, добычи, подготовки, транспортировки,
переработки, хранения и перевалки нефти, газа и их производных.
Разработка конструкторской документации для резервуаров,
металлоконструкций и нефтегазового оборудования.

ЗАО "Киров-Ойл"


ЗАО "Киров-Ойл" - проект нефтебазы (Санкт-Петербург, Киров, Ленинградская область): проектирование нефтебазы (проектирование резервуаров и резервуарного парка объемом 8000 м3).

В декабре 2011 года на нефтебазе ЗАО «Киров-Ойл» планируется ввод 1-й очереди нового резервуарного парка. Будет осуществлен запуск 4 РВС 2000 - резервуаров для хранения дизельного топлива общим объемом 8000 м3. 



___________________________


Основные понятия, используемые на сайте www.gipnh.ru

            ПОЛОЖЕНИЕ о системе контроля качества моторных топлив на предприятиях нефтепродуктообеспечения Санкт-Петербурга

Введение                                                                                                                                   3

1.      Структура и состав системы контроля качества моторных топлив (СКК).

Задачи и функции структурных элементов (участников) системы                         4

2.      Виды, объем и порядок проведения лабораторных анализов по контролю

качества моторных топлив                                                                                         7

3.      Требования к документам, удостоверяющим надлежащее качество

(кондиционность) моторных топлив в системе нефтепродуктообеспечения        9

4.      Порядок внутрипроизводственного (ведомственного) контроля качества

моторных топлив на предприятиях нефтепродуктообеспечения                           10

4.1.  Контроль качества моторных топлив при приеме на нефтебазах и расходных

складах ГСМ предприятий (нефтехранилищах)                                                       10

4.2.  Контроль качества моторных топлив при хранении на нефтебазах и

расходных складах ГСМ предприятий                                                                     11

4.3.  Контроль качества моторных топлив при отпуске с предприятий

нефтепродуктообеспечения                                                                                       12

4.4.  Контроль качества моторных топлив на автозаправочных станциях (АЗС) и

топливозаправочных пунктах (ТЗП) предприятий                                                  13

5.      Контроль качества моторных топлив на предприятиях

нефтепродуктообеспечения Санкт-Петербурга при осуществлении

инспекционного контроля государственными надзорными органами                  14

6.      Порядок удовлетворения требований потребителей в случае продажи

моторных топлив ненадлежащего качества в розничной торговой сети              16

Введение.

            Положение устанавливает структуру, состав, основные задачи и принципы функционирования системы контроля качества моторных топлив на предприятиях нефтепродуктообеспечения Санкт-Петербурга, является обязательным для этих предприятий и контролирующих органов.

Необходимость разработки данного документа вызвана следующим основными обстоятельствами:

-                    выходом новых нормативных документов, регламентирующих организацию эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения (нефтебаз и АЗС), организацию работ по сохранению и контролю качества нефтепродуктов;

-                    отсутствием надлежащего механизма согласования действий различных контролирующих органов при инспектировании предприятий нефтепродуктообеспечения в части проверок качества реализуемой продукции;

-                    резким повышением актуальности вопросов качества нефтепродуктов в условиях существенного расширения географии поставок в городскую розничную сеть, возможностью производства новых и модернизации стандартных нефтепродуктов с использованием мощностей нефтебаз и складов ГСМ; появления новых, не имеющих стабильной репутации, фирм-оптовиков; усложнения хозяйственных связей и образования множества фирм-посредников; относительно слабой технической и профессиональной подготовкой многих вновь образовавшихся  коммерческих фирм, занимающихся реализацией нефтепродуктов.

В дальнейшем по тексту под предприятиями нефтепродуктообеспечения подразумеваются нефтебазы, нефтехранилища, наливные пункты, перекачивающие станции, расходные склады ГСМ, автозаправочные станции (АЗС), топливозаправочные пункты (ТЗП) и иные объекты, на которых осуществляются операции по приему, хранению и выдаче (отпуску) моторных топлив.

Термин «моторное топливо» в настоящем Положении используется для обозначения автомобильных бензинов и дизельного топлива в соответствии с определениями, установленными ГОСТ 26098-84.

Положение не распространяется на авиационные топлива, спец.топлива и отработанные нефтепродукты, а также не охватывает круг вопросов, касающихся особенностей контроля качества топлив при поставках на экспорт.

1.      Структура и состав системы контроля качества моторных топлив (СКК).

Задачи и функции структурных элементов (участников) системы.

1.1. Контроль качества моторных топлив осуществляется с целью не допустить поступления некондиционных топлив на объекты нефтепродуктообеспечения,  обеспечить сохранность качества топлив при приеме, хранении, транспортировке и отпуске потребителям.

1.2. Под системой контроля качества моторных топлив (СКК) понимается установленная действующим законодательством и настоящим Положением совокупность отношений между государственными органами и коммерческими структурами, наделенными правовыми полномочиями по реализации целей, указанных  в п.1.1.

1.3. Система контроля качества моторных топлив (СКК) в Санкт-Петербурге включает в себя следующие основные структурные единицы:

Рабочая группа по вопросам нефтепродуктообеспечения при Правительстве г.Санкт-Петербурга;

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербургу (ЦГСЭН);

ФГУ «Центр испытаний и сертификации - С.-Петербург» («ТЕСТ-С.-Петербург»);

Топливная инспекция ФГУ «Балтгосэнергонадзор»;

Органы по сертификации нефтепродуктов;

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные на право выполнения лабораторных анализов нефтепродуктов для определения соответствия их показателей требованиям ГОСТ (ТУ);

Мобильные экспресс-лаборатории;

Лаборатории для выполнения лабораторных анализов нефтепродуктов, нефтебаз, расходных складов, АЗС и топливо-заправочных пунктов.

Объекты контроля: нефтебазы, нефтеналивные терминалы, расходные нефтесклады предприятий, автозаправочные станции, топливораздаточные пункты предприятий и др.

1.4. Структурная схема взаимодействия элементов (участников) СКК в общем виде представлена на рисунке в Приложении 1. Деятельность структурных элементов СКК регламентируется соответствующими нормативно-правовыми и учредительными документами. В части, касающейся функционирования в составе СКК, на них возлагаются следующие задачи:

1.4.1.     Рабочая группа по вопросам нефтепродуктообеспечения при Правительстве г.Санкт-Петербурга:

осуществляет координацию действий участников системы контроля качества, разрабатывает и обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на запрещение реализации на территории города нефтепродуктов, по своим эксплуатационным и экологическим характеристикам, не отвечающим действующим требованиям;

анализирует и обобщает предложения участников СКК по совершенствованию системы; оказывает содействие в реализации инициатив по повышению эффективности форм и методов контроля;

принимает во внимание рекомендации участников СКК при определении критериев и условий отбора поставщиков моторных топлив в Санкт-Петербург на конкурсной основе, допуска новых и модернизированных топлив к реализации на территории города;

осуществляет отбор, комплексную проверку соискателей и присвоение «Экологического знака» автозаправочным станциям в соответствии с «Положением об отличительном «Экологическом знаке» для автозаправочных станций Санкт-Петербурга».

1.4.2. ФГУ «Центр испытаний и сертификации-С.-Петербург» («ТЕСТ-С.-Петербург»):

оказывает методическую помощь органам по сертификации нефтепродуктов, координирует деятельность участников сертификации, оказывает услуги по аттестации испытательных лабораторий и систем качества на предприятиях нефтепродуктообеспечения; организует и проводит инспекционный контроль испытательных лабораторий (центров);

осуществляет государственный контроль над состоянием, применением и поверкой средств измерений в испытательных лабораториях (центрах) и на предприятиях нефтепродуктообеспечения; обеспечивает единство и требуемую точность измерений при проведении анализов топлив;

регистрирует нормативные документы на производство новых и модернизированных топлив, информирует государственные надзорные органы о новых операторах-производителях;

контролирует соблюдение технологии и качества производства продукции;

участвует в рассмотрении жалоб и рекламаций потребителей на качество моторных топлив, проверке их обоснованности и составлении заключений по результатам выполненных проверок;

утверждает и рекомендует к использованию в СКК средства экспресс-контроля показателей качества моторных топлив.

1.4.2. Топливная инспекция ФГУ «Балтгосэнергонадзор»:

при подготовке документов для представления в Минэнерго РФ для выдачи лицензий по видам деятельности «Хранение нефти, газа и продуктов их переработки», «Переработка нефти, газа и продуктов их переработки» (согласно Постановлению Правительства РФ от 28.08.02 г. № 637 и Приказа Минэнерго РФ от 09.01.03 г. № 2), в обязательном порядке принимает во внимание уровень действующих на предприятии организационно-технических мероприятий по обеспечению необходимого качества реализуемых моторных топлив; в случае выявления существенных нарушений лицензионных требований по обеспечению реализации качественных нефтепродуктов рассматривает вопрос о направлении представления о приостановлении действия или аннулировании лицензий;

разрабатывает и организует выполнение планов проверок по контролю качества реализуемых моторных топлив на предприятиях нефтепродуктообеспечения, включая документальный контроль и лабораторный контроль силами мобильных экспресс-лабораторий и аккредитованных лабораторий (испытательных центров);

участвует в работе комиссий по приемке нефтепродуктов в случае возникновения споров и разногласий по вопросам качества продукции между юридическими, физическими лицами;

ежемесячно доводит до сведения Рабочей группы по вопросам нефтепродуктообеспечения при Правительстве г.Санкт-Петербурга и Губернатора города результаты проверок и вносит предложения по повышению эффективности мероприятий, направленных на предотвращение поступления на рынок Санкт-Петербурга некондиционных нефтепродуктов;

вносит предложения по кандидатурам соискателей на присвоение «Экологического знака» и на лишение «Экологического знака» при установлении фактов реализации на АЗС топлива, не соответствующего требованиям;

организует работу мобильных экспресс-лабораторий в целях обеспечения оперативного контроля над качеством реализуемых в розничной сети города нефтепродуктов.

1.4.3. Органы по сертификации нефтепродуктов:

проводят идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;

сертифицируют продукцию, выдают сертификаты, подтверждающие безопасность применения сертифицируемой продукции;

осуществляют в установленном порядке инспекционный контроль над сертифицированной продукцией;

приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов;

информируют государственные надзорные органы о приостановке действия ранее выданных сертификатов и причинах приостановки их действия;

выдают рекомендации предприятиям нефтепродуктообеспечения по устранению выявленных замечаний в целях возобновления действия сертификатов;

оказывают методическую помощь предприятиям нефтепродуктообеспечения в организации системы качества продукции;

предоставляют предприятиям нефтепродуктообеспечения по их просьбе и иную необходимую информацию в пределах своей компетенции для организации производства нефтепродуктов, соответствующих действующим нормам и правилам.

1.4.4. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности,  ЦГСЭН Санкт-Петербурга:

выносят на рассмотрение координационного Совета проекты законодательных актов, стимулирующих применение высококачественных моторных топлив и топлив новых видов, благоприятно влияющих на экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку в Санкт-Петербурге;

вносят предложения по внеплановым проверкам качества моторных топлив по показателям, непосредственно влияющим на состояние окружающей среды и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения города; участие в проверках и подготовке замечаний.

1.4.5. Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные на техническую компетентность и независимость:

производят отбор и анализ проб моторных топлив по заказам предприятий нефтепродуктообеспечения, государственных органов контроля и частных лиц; выдают протоколы испытаний по результатам анализов;

выполняют лабораторные анализы (испытания) нефтепродуктов с целью их сертификации;

выполняют лабораторные анализы арбитражных проб топлива с целью разрешения споров и разногласий по качеству и установления причин и источников появления некондиционных нефтепродуктов;

выполняют лабораторные анализы проб нефтепродуктов, представляемых государственными надзорными органами в целях контроля качества реализуемой продукции.

1.4.6. Мобильные экспресс-лаборатории:

производят отбор и экспресс-анализ проб моторных топлив в ходе инспекционных проверок качества реализуемых нефтепродуктов в розничной сети города по заданию Топливной инспекции ФГУ «Балтгосэнергонадзор» и ФГУ «ТЕСТ-С.-Петербург»;

передают пробы в аккредитованные лаборатории и испытательные центры для проведения анализов при получении отрицательных результатов для установления фактического состояния качества горючего и принятия мер в соответствии с действующим законодательством к предприятиям нефтепродуктообеспечения, реализующим некондиционное топливо.

1.4.7. Лаборатории нефтепродуктов, нефтебаз, расходных складов, АЗС и топливозаправочных пунктов:

осуществляют входной контроль качества нефтепродуктов, поступающих на предприятия;

осуществляют контроль качества в объеме контрольного анализа или в объеме требований нормативного документа (ГОСТ, ТУ) с выдачей паспорта качества при реализации нефтепродуктов потребителям;

осуществляют контроль качества нефтепродуктов при хранении на предприятии, а также при осуществлении мероприятий по осуществлению восстановления качества нефтепродуктов;

осуществляют контроль технологического процесса при производстве нефтепродуктов на производственных мощностях нефтебаз;

готовят предложения на проведение организационно-технических мероприятий, направленных на сохранение качества нефтепродуктов и сокращения их потерь при хранении и выдаче.

1.4.8. Предприятия нефтепродуктообеспечения (и индивидуальные предприниматели), осуществляющие эксплуатацию технических средств приема, хранения, транспортировки и отпуска (отгрузки) нефтепродуктов:

организуют внутренний документальный и лабораторный контроль качества моторных топлив при осуществлении технологических операций приема, хранения, транспортировки и отпуска топлив в объеме и в порядке, установленным «Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» (утв. Приказом Минэнерго России от 19.06.03 г. № 231);

оформляют и выдают паспорта качества на отпускаемую (отгружаемую) продукцию (АЗС – предъявляют паспорта качества потребителям по первому их требованию);

осуществляют отбор, регистрацию и хранение контрольных (арбитражных) проб топлива в соответствии с требованиями «Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» (утв. Приказом Минэнерго России от 19.06.03 г. № 231) и ГОСТ 2517-85;

организации нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, нефтеналивные станции), получающие нефтепродукты в транспортных емкостях или по трубопроводам, сертифицируют нефтепродукты в соответствии с действующим законодательством и Правилами проведения сертификации нефтепродуктов (п.3.13) по схемам сертификации, включающим анализ состояния производства (с буквой «а»).

2.      Виды, объем и порядок проведения лабораторных анализов

по контролю качества моторных топлив.

2.1. В соответствии с «Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» (утв. Приказом Минэнерго России от 19.06.03 г. № 231) испытания (анализы) нефтепродуктов в зависимости от их назначения подразделяют на приемо-сдаточные, контрольные, в объеме требований нормативного документа и арбитражные.

      2.2 Приемо-сдаточный анализ нефтепродукта проводят:

      при приеме продукта из транспортных средств (до слива);

      при отпуске – до отправления транспортных средств.

      2.3. Контрольный анализ нефтепродуктов проводят:

      после слива из транспортных средств;

после внутрискладских перекачек;

при поступлении нефтепродуктов по магистральному нефтепродуктопроводу в резервуары организаций нефтепродуктообеспечения;

при длительном хранении: бензина – не реже одного раза в 6 месяцев, остальных нефтепродуктов (кроме нефтепродуктов, поступивших в запаянной таре и другой герметичной упаковке) – не реже одного раза в год;

не позже 24 часов после налива нефтепродукта по пробам, отобранным из транспортных средств.

2.4. Анализ нефтепродукта в объеме требований нормативного документа проводят:

при производстве нефтепродукта;

при длительном хранении: бензина – не реже одного раза в год, остальных нефтепродуктов (кроме нефтепродуктов, поступивших в запаянной таре и другой герметичной упаковке) – не реже одного раза в 2 года;

если номера транспортных средств не совпадают с номерами, указанными в документах отправителя;

если транспортные средства не имеют пломб или они неисправны, или транспортные средства опломбированы не станцией отправителя;

если нефтепродукт поступил в неисправной таре или с нарушенной заводской упаковкой;

если нефтепродукт прибыл без паспорта качества поставщика или паспорт качества поставщика заполнен не по всем показателям нормативного документа;

если по данным паспорта качества поставщика или по результатам приемо-сдаточного анализа установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям нормативного документа;

если показатели качества в паспорте имеют срок давности более 2-х месяцев;

после восстановления качества нефтепродукта.

2.5. Арбитражный анализ – установление соответствия качества нефтепродукта требованиям нормативных документов, приводимое в независимой лаборатории при возникновении разногласий в оценке качества между потребителем и поставщиком. Независимая лаборатория выбирается по согласованию заинтересованных сторон. При проведении арбитражного анализа могут присутствовать заинтересованные стороны

Арбитражный анализ проводят по всем показателям качества нефтепродукта согласно требованиям нормативного документа или по показателям, вызвавшим разногласия.

Если в нормативном документе для определения показателя качества указано несколько методов испытания, то в качестве арбитражного используют метод, определенный как арбитражный.

2.6. Рекомендуемые объемы определяемых показателей качества нефтепродуктов при приемо-сдаточном и контрольном анализах приведены в «Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» (утв. Приказом Минэнерго России от 19.06.03 г. № 231).

 

 

 

 

3.      Требования к документам, удостоверяющим надлежащее качество (кондиционность) моторных топлив в системе нефтепродуктообеспечения.

 

3.1. В соответствии с действующим законодательством РФ и требованиями «Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» (утв. Приказом Минэнерго России от 19.06.03 г. № 231) основными документами, удостоверяющими надлежащее качество (кондиционность) моторных топлив в системе нефтепродуктообеспечения, являются паспорт качества и сертификат соответствия.

3.2. Паспорт качества – товарно-сопроводительный документ, устанавливающий (подтверждающий) соответствие (несоответствие) качества конкретной партии нефтепродукта требованиям нормативных документов (ГОСТ, ТУ).

Партией нефтепродукта называется любое количество нефтепродукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве.

Паспорт качества заполняется по всем показателям ГОСТ (ТУ) на нефтепродукт в соответствии  с результатами анализов (испытаний). Право выдачи паспортов качества предоставляется только испытательным лабораториям нефтепродуктов, аккредитованным на техническую компетентность (или на техническую компетентность и независимость) Госстандартом России.

При поступлении партии нефтепродукта на нефтебазы (расходные склады предприятий и т.д.) для оформления  и выдачи паспорта качества аккредитованной лабораторией проводится определение качества нефтепродукта в объеме (как минимум) контрольного анализа или в объеме требований нормативного документа (ГОСТ, ТУ). Значения показателей, не определяемых лабораторией, проставляются по паспорту поставщика, о чем делается отметка в паспорте.

В паспорте качества в обязательном порядке отражается информация о сертификации нефтепродукта (для номенклатуры нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации).

Форма паспорта качества нефтепродукта приведена в «Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» (утв. Приказом Минэнерго России от 19.06.03 г. № 231).

3.3. Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

В соответствии с действующим законодательством РФ вопросы сертификации нефтепродуктов регламентируются Постановлениями Правительства РФ и Госстандарта России с регистрацией в Министерстве юстиции РФ.

В соответствии с Письмом Госстандарта России от 22 сентября 2000 г. № ИК-110-19/3022 и Письмом Минэкономразвития РФ от 27 сентября 2000 г. № 45-15/812 «О подтверждении сертификации товаров» продавец имеет право доводить до сведения информацию о подтверждении соответствия продукции установленным требованиям одним из следующих документов:

сертификатом или декларацией соответствия;

копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом), содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), и заверенными подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Для нефтепродуктов товарно-сопроводительным документом, подтверждающим качество партии продукции, является паспорт качества, поэтому информация о  сертификации может указываться изготовителем (поставщиком, продавцом) в паспорте качества.

Моторные топлива (автомобильные бензины и топлива дизельные) в соответствии с действующим законодательством и Постановлениями Правительства РФ и Госстандарта России относятся к объектам, подлежащим обязательной или добровольной сертификации, поэтому к данной продукции применение декларации о соответствии не относится.

4.      Порядок внутрипроизводственного (ведомственного) контроля качества (кондиционности) моторных топлив в системе нефтепродуктообеспечения.

4.1. Контроль качества моторных топлив при приеме на нефтебазах и расходных складах ГСМ предприятий (нефтехранилищ).

4.1.1. До подачи транспортных средств под слив на нефтебазах проводятся:

проверка качества подготовки или зачистки резервуаров, предназначенных для приема прибывающих нефтепродуктов, исправность и чистоту технологического оборудования;

подготовка приборов и посуды для отбора проб и проведения лабораторных испытаний.

4.1.2. По прибытии транспортных средств с нефтепродуктами:

сверяются номера железнодорожных цистерн (вагонов) с номерами, указанными в товарно-транспортных накладных;

проверяются наличие и исправность пломб на железнодорожных цистернах (вагонах) и чистоту нижних сливных устройств, наличие маркировки на таре с нефтепродуктами, соответствие маркировки отгрузочным документам и исправность тары;

проверяются наличие, полнота и правильность заполнения паспорта качества и копии сертификатов (деклараций) соответствия или информации о сертификации (декларировании), приложенных к документам отправителя и сверить данные паспортов с требованиями нормативного документа;

проверяется наличие воды (с помощью водочувствительной пасты) и механических примесей в нефтепродуктах путем отбора донной пробы из каждого транспортного средства или тары, выбранных для отбора точечных проб;

отбираются точечные пробы и составляется объединенная проба (в соответствии с установленными требованиями) для проведения приемо-сдаточного анализа;

регистрируется отобранная объединенная проба нефтепродукта в журнале регистрации проб и проводится приемо-сдаточный анализ;

сравниваются данные приемо-сдаточного анализа с данными паспорта качества поставщика и дается разрешение на слив нефтепродукта;

заносятся данные паспорта качества поставщика и результаты приемо-сдаточного анализа в журнал анализов;

делается отметка в паспортах качества поставщика и в журнале регистрации проб номеров транспортных средств, которыми доставлены нефтепродукты, и номер резервуара, в который они слиты (в какое хранилище помещены);

при сливе нефтепродукта в резервуар на остаток нефтепродукта той же марки после двухчасового отстоя продукта, отбирается объединенная проба и проводится контрольный анализ;

разрешается слив нефтепродуктов, поступивших автомобильным транспортом при наличии паспорта качества поставщика после проверки: плотности, цвета, прозрачности нефтепродукта, отсутствия воды и механических примесей.

Если нефтепродукт некондиционный либо невозможно установить его качество, слив его осуществляется в отдельный резервуар. В этом случае отбирается проба в присутствии представителя железной дороги или незаинтересованной организации. Одну часть пробы хранят на случай необходимости проведения арбитражного анализа, другую часть подвергают анализу в объеме требований нормативного документа.

4.1.3. О нарушениях, выявленных в ходе подготовки к приему нефтепродуктов, осмотра прибывших транспортных средств и тары, проверки сопроводительной документации и фактического качества поступившего нефтепродукта необходимо поставить в известность руководителя организации.

4.1.4. При приеме нефтепродуктов проводят приемо-сдаточный анализ, отбираются и отправляются на хранение арбитражные пробы по ГОСТ 2517-85. При положительных результатах анализа и отсутствии других замечаний разрешают слив нефтепродукта. После двух часов отстоя продукта, из резервуара, в который слит нефтепродукт, отбирают пробу и направляют на анализ (в объеме контрольного) в лабораторию.

Если по результатам контрольного анализа будет установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям нормативного документа, то вторая часть пробы направляется на анализ (в объеме требований нормативных документов) в аккредитованную лабораторию. Третью часть пробы используют как арбитражную, в случае предъявления претензии поставщику нефтепродукта.

 

4.2. Контроль качества моторных топлив при хранении на нефтебазах и расходных складах ГСМ предприятий.

4.2.1. Нефтебаза должна быть обеспечена средствами измерений и оборудованием для осуществления контроля качества нефтепродуктов при приеме, хранении и отпуске в установленном объеме анализов. При отсутствии таких средств на нефтебазе допускается пользоваться услугами лабораторий, имеющих право в установленном порядке проводить такие анализы (аккредитованных лабораторий).

4.2.2 Перечень рабочей документации по контролю качества нефтепродуктов, ведущейся в аккредитованных лабораториях нефтебаз, определен «Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» (утв. Приказом Минэнерго России от 19.06.03 г. № 231).

4.2.3. Учет качественного состояния хранимых нефтепродуктов ведут в журналах анализов.

4.2.4. Для предупреждения порчи нефтепродуктов при хранении периодически проводится проверка их качества в объемах и сроки, определенные графиком проведения анализов.

4.2.5. Все образующиеся в организации остатки нефтепродуктов от зачистки резервуаров, технологических трубопроводов, смеси нефтепродуктов от перекачек, ловушечные пробы и т.п. актируют и реализуют только после проведения анализа в лаборатории.

4.2.6. В процессе хранения нефтепродуктов необходимо:

осуществлять периодическую проверку соблюдения условий хранения нефтепродуктов в резервуарах и таре;

отбирать пробы и проводить анализы нефтепродуктов:

после каждого налива нефтепродукта в резервуар (контрольный анализ);

после слива прибывшего нефтепродукта – (контрольный анализ, а, при необходимости, - в объеме нормативного документа);

в соответствии с графиком проведения анализов (контрольный или в объеме нормативного документа);

вести в журналах анализов учет качественного состояния всех хранящихся нефтепродуктов, при этом:

в случае перекачки нефтепродукта из одного резервуара в другой порожний резервуар, подготовленный в соответствии со стандартом, в журнал анализа для этого резервуара записывают результаты анализа пробы, отобранной из первого резервуара (сохраняется старый паспорт качества, в котором указывается номер нового резервуара);

в случае перекачки из одного резервуара в другой, имеющий нефтепродукт той же марки, в журнале анализов делать запись по результатам контрольного анализа пробы, отобранной после перекачки, а по другим показателям – на основании данных анализов нефтепродукта в обоих резервуарах до перекачки с указанием значений, имеющих меньший запас качества;

4.2.7. При возникновении подозрения на ухудшение качества нефтепродукта независимо от графика или гарантийного срока хранения проводят анализ в объеме требований нормативного документа и оценивают численное значение каждого показателя качества нефтепродукта.

 

4.3. Контроль качества моторных топлив при отпуске с предприятий нефтепродуктообеспечения.

4.3.1. Нефтепродукт отпускают при наличии данных контрольного анализа или анализа в объеме требований нормативного документа.

4.3.2. Перед наливом нефтепродуктов в транспортные средства и тару получателя производят осмотр внутренней поверхности предназначенных под налив цистерн (танков) и тары. Налив нефтепродуктов в грязные и не соответствующие установленным требованиям цистерны и тару запрещается. Подготовка цистерн к наливу нефтепродуктов производится по ГОСТ 1510-84.

4.3.3. По окончании налива из железнодорожных цистерн (наливных судов) отбирают пробу нефтепродукта для определения его качества и на случай проведения арбитражного анализа. При установлении некондиционности нефтепродукта об этом немедленно сообщают руководителю организации.

4.3.4. При отпуске нефтепродуктов наливным судном в адрес одного получателя каждую пробу делят на три равные части (одну часть – для проведения приемо-сдаточного анализа, две части – на случай арбитражного анализа отправителю и получателю). Пробы отбирают в присутствии представителя судна с оформлением акта на отбор проб, опечатывают печатью отправителя и вручают капитану судна для передачи получателю. При отпуске нефтепродуктов наливным судном в адрес нескольких получателей число проб, вручаемых капитану судна, должно соответствовать числу получателей.

4.3.5. Паспорт качества прилагают к каждой товарно-транспортной накладной. Приложение одного паспорта на весь маршрут или группу цистерн допускается только в случае, если маршрут или группа цистерн с одним нефтепродуктом адресуется одному получателю в один пункт слива и при условии, что загрузка этого маршрута производилась из одного резервуара.

 

4.4. Контроль качества моторных топлив на АЗС и ТЗП предприятий.

4.4.1. Качество нефтепродуктов, реализуемых на АЗС, должно соответствовать действующим стандартам (техническим условиям).

4.4.2. Прием нефтепродуктов по качеству, подлежащих обязательной сертификации (декларированию) и поступающих на АЗС, производят по паспорту качества с указанной в нем информацией о сертификации (декларировании) нефтепродукта или с приложением копии сертификата (декларации) соответствия.

4.4.3. Перед сливом нефтепродуктов из автоцистерны в резервуар АЗС определяется наличие в них подтоварной воды и механических примесей, отбирается контрольная проба нефтепродукта по ГОСТ 2517, на основании которой определяются показатели качества согласно требованиям приемо-сдаточного анализа.

Контрольную пробу, на случай необходимости проведения арбитражного анализа, сохраняют в течение суток после полной реализации принятого нефтепродукта в резервуаре АЗС.

Для выполнения приемо-сдаточного анализа АЗС укомплектовывается необходимыми приборами и материалами.

4.4.4. При положительных результатах входного контроля производится слив нефтепродукта в емкости АЗС.

4.4.5. Нефтепродукт не может быть принят при:

отсутствии пломб на автоцистерне в соответствии со схемой пломбировки;

неисправности сливного устройства автомобильной цистерны;

неправильном оформлении товарно-транспортной накладной;

отсутствии паспорта качества с информацией о сертификате соответствия (или копии сертификата соответствия);

обнаружении недостачи нефтепродуктов;

наличие воды и механических примесей в нефтепродукте;

несоответствии нефтепродукта по цвету, прозрачности или другим показателям качества на основании анализа отобранной пробы.

4.4.6. Для сохранения качества нефтепродуктов необходимо:

обеспечить чистоту и исправность сливных и фильтрующих устройств, резервуаров, ТРК и МРК;

обеспечить постоянный контроль над техническим состоянием резервуаров, исключить попадание в них атмосферных осадков и пыли;

своевременно производить зачистку резервуаров;

соблюдать установленные сроки хранения нефтепродуктов;

контроль качества нефтепродуктов осуществлять не реже одного раза в месяц, а также в случаях поступления жалоб потребителя на качество отпускаемых нефтепродуктов или при инспектировании работы АЗС контролирующими органами (испытания нефтепродуктов проводят в объеме контрольного анализа).

4.4.7. В отдельных случаях по жалобам потребителей или требованию контролирующих органов качество реализуемых АЗС нефтепродуктов может проверяться по отдельным показателям или в объеме требований нормативных документов (ГОСТ, ТУ).

4.4.8. Гарантийные сроки хранения нефтепродуктов должны соответствовать действующей нормативной документации на нефтепродукты.

4.4.9. При обнаружении несоответствия хотя бы одного показателя качества нефтепродуктов требованиям ГОСТ (ТУ) отпуск его потребителям запрещается.

5. Контроль качества моторных топлив на предприятиях нефтепродуктообеспечения Санкт-Петербурга при осуществлении

инспекционного контроля государственными надзорными органами

 

            Основной целью мероприятий по контролю качества моторных топлив на предприятиях нефтепродуктообеспечения Санкт-Петербурга при осуществлении инспекционного контроля государственными надзорными органами является создание условий, не допускающих возможность реализации в розничной сети города некондиционных моторных топлив, масел, смазок и специальных жидкостей, а также нефтепродуктов, которые по своим экологическим характеристикам не соответствуют действующим нормам и требованиям.

            Объектом контроля является сеть системообразующих нефтебаз, автозаправочных станций и магазинов по реализации фасованных нефтепродуктов

            Организация мероприятий по контролю качества моторного топлива должна осуществляться в строгом соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ, Положениями о соответствующих органах государственного надзора, утвержденными в установленном порядке, Положениями о лицензировании видов деятельности, регулирующими деятельность в сфере нефтепродуктообеспечения (Постановление Правительства РФ от 28 августа 2002 г. № 637), распоряжениями Губернатора г.Санкт-Петербурга и настоящим «Положением…».

            Основным инструментом для решения задач оперативного контроля качества моторных топлив на предприятиях нефтепродуктообеспечения г.Санкт-Петербурга являются мобильные экспресс-лаборатории.

            Применение мобильных экспресс-лабораторий позволит в значительно более короткие сроки и при значительно меньших материальных затратах, чем в случае использования аккредитованных Госстандартом России испытательных лабораторий нефтепродуктов, прямо на месте реализации определять важнейшие показатели качества моторных топлив и принимать решение о необходимости проверки их в лабораторных условиях.

            Состав лабораторного оборудования в зависимости от принятого решения может быть представлен в двух вариантах (см. приложения).

            В связи с осуществлением целевого государственного финансирования вопросов контроля качества моторных топлив, предлагается создать целевой фонд в рамках действующих региональных экологических программ по финансированию вопросов, связанных с проведением мероприятий по усилению контроля качества моторных топлив, реализуемых через розничную сеть г.Санкт-Петербурга.

            Непосредственно работа экспресс-лабораторий организуется Топливной инспекцией ФГУ «Балтгосэнергонадзор» и ФГУ «ТЕСТ-Санкт-Петербург».         Выезд лаборатории для проверки объектов розничной реализации нефтепродуктов осуществляется в сопровождении инспектора одного из указанных государственных надзорных органов с оформлением соответствующих распоряжений (приказов) той организации, от которой  направляется инспектор.      

            В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю качества моторных топлив указываются:

-              номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

-              наименование органа государственного контроля (надзора);

-              фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

-              наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю;

-              правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю качества либо его заверенная копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Пробы для проверки качества нефтепродукта отбирают в соответствии с установленными требованиями. Основное внимание при отборе проб обращают на правильную подготовку посуды, пробоотборников и инвентаря для отбора проб.

Конструкции пробоотборников, порядок их подготовки к работе, методы отбора проб, их упаковка, маркировка и хранение должны соответствовать установленным требованиям.

Если конструкция резервуара не позволяет использовать стандартный пробоотборник (отсутствие специального люка для отбора проб и стационарного пробоотборника), отбор проб производят следующим образом.

Отбор точечной пробы нефтепродукта производится с уровня расположения заборного устройства.

Для отбора пробы топлива из раздаточного крана работающей ТРК оператор АЗС задает дозу объемом два литра и отпускает ее в подготовленную чистую емкость.

Если на момент отбора пробы из конкретной ТРК выдача топлива не производилась, то перед началом процедуры отбора пробы отпускается в мерник количество топлива, равное двойному объему соединительного трубопровода «ТРК-резервуар» и рукава раздаточного крана, и после этого отбирается проба в количестве двух литров.

На топливо, полученное после прокачки, составляется акт, и топливо сливается в соответствующий резервуар.

Вместимость соединительного трубопровода «ТРК-резервуар» определяется по технологической схеме трубопроводов АЗС, а вместимость рукава раздаточного крана берется из паспорта на ТРК.

Отобранная проба подвергается анализу в экспресс-лаборатории. По результатам анализа оформляется протокол испытаний в четырех экземплярах: один выдается представителю АЗС, второй – представителю надзорного органа, третий – в Комитет экономического развития города, четвертый остается  в делопроизводстве лаборатории.

При получении отрицательного результата хотя бы по одному из контролируемых показателей, проба делится на 2 равные части и разливается в чистую сухую посуду, которую герметично закупоривают пробками, не растворяющимися в топливе.

Горловину закупоренной посуды оборачивают полиэтиленовой пленкой, обвязывают бечевкой, концы которой продевают в отверстие этикетки. Концы бечевки пломбируют или опечатывают.

Одна часть пробы топлива направляется в аккредитованную лабораторию, другая часть, на случай разногласий в качестве продукта, хранится на АЗС в течение 10 суток.

Реализацию марки нефтепродукта, в качестве которого возникли сомнения, до получения результатов испытаний аккредитованной лаборатории запрещается.

 

6. Порядок удовлетворения требований потребителей в случае продажи моторных топлив ненадлежащего качества в розничной торговой сети.

 

1. При приобретении горюче-смазочных материалов обязательно требуйте кассовый чек. Рекомендуем сохранять его в течении 10-14 дней. Отсутствие кассового чека не является основанием для отказа в возмещении ущерба, но может привести к необходимости других доказательств факта приобретения горючего именно на данной АЗС (например, свидетельских показаний и пр.).

2. В случае возникновения подозрения о значительном ухудшении состояния вашего автотранспортного средства рекомендуется незамедлительно провести его осмотр и дефектацию на станции технического обслуживания. При обнаружении дефектов, которые, вероятнее всего, вызваны низким качеством топлива, потребуйте сделать следующее:

2.1. Взять из топливного бака пробу горючего объемом 2 литра. Рекомендуется разлить ее на две равные части в чистую сухую посуду, которую герметично закупоривают пробками, не растворяющимися в топливе. Горловину обернуть полиэтиленовой пленкой, обвязать и опечатать печатью СТО.

2.2. Сообщить в Топливную инспекцию по тел.3217324 о факте приобретения некачественного топлива, указав место и время покупки.

2.3. Составить акт результатов обследования автомобиля, в котором рекомендуется указать фамилию, должность и квалификацию мастера, проводившего дефектацию, дату и место обследования, результаты обследования. Желательно указать, какие именно дефекты, по мнению мастера, стали следствием применения некачественного топлива. При возможности составить смету расходов, необходимых для устранения данных дефектов.

2.4. Составить заявление о возмещении причиненного вреда для предъявления по месту приобретения горюче-смазочных материалов. В заявлении рекомендуется указать фамилию и адрес заявителя, указать время и место приобретения некачественного горючего, сумму понесенных расходов по обследованию автомобиля, сумму понесенного ущерба, сумму, в которую оцениваете причиненный моральный вред, указать дату составления заявления и поставить личную подпись. К заявлению желательно приложить копии имеющихся у вас документов (кассового чека, квитанций об оплате расходов, акта осмотра и т.д.).

2.5. В случае, если действия, указанные в п.п.2.1, 2.3, совершить затруднительно по причине материальных или иных затруднений, нужно обратиться в организацию, в которой приобреталось горючее, с заявлением о возмещении причиненного вреда. В заявлении указать вашу оценку ущерба и факты, на которых обосновано ваше заключение о том, что ущерб причинен именно некачественным топливом.

3. Заявление о причинении вреда нужно составить в 2 экземплярах, один из которых подается в организацию, реализовавшую некачественное горючее, второй экземпляр с отметкой о дате приема заявления оставляете себе.

4. Согласно Закона о защите прав потребителей, ущерб должен быть возмещен в течении 10 дней.

5. Если организация, реализовавшая некачественное горючее, не согласна с вашими выводами, она обязана самостоятельно произвести проверку обоснованности ваших претензий за свой счет.

6. В случае, если в установленные сроки ущерб не возмещен или потребитель не согласен с заключением экспертизы, необходимо требовать защиты своих прав в судебном порядке.

 

Приобретение горюче-смазочных материалов ненадлежащего качества

 

При разрешении ситуации «Приобретение горюче-смазочных материалов ненадлежащего качества» необходимо руководствоваться гл.30 ГК РФ, регулирующей договор купли-продажи, которая содержит, в частности, общие положения о купле-продаже и нормы о розничной купле-продаже, а также Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ «О защите прав потребителей».

1. Потребитель приобретает товар – горюче-смазочные материалы, в данном случае товар считается качественным, если он соответствует требованиям соответствующего стандарта, так как стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара.

В соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», продавец обязан выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. Т.е., при приобретении такого товара как горюче-смазочные материалы, покупатель имеет на руках чек (материальное выражение публичного договора купли-продажи). Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документы, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

2. В случае обнаружения покупателем недостатков товара, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

-   соразмерного уменьшения покупной цены;

-   замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

-   замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

-   расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет  потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

3. При обнаружении недостатков товара потребитель вправе предъявить вышеуказанные требования изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним. Срок предъявления требований ограничивается гарантийным сроком, если он установлен, или сроком годности, который также устанавливается производителем. В случае, если же на товар не установлен срок гарантии или годности, то в разумный срок, но не позднее 2-х лет (срок исковой давности возмещения вреда в соответствии с ГК РФ).

При предъявлении требований покупателю необходимо написать заявление с указанием тех требований, которые он предъявляет продавцу, а так же с выражением суммы, которую он хочет получить от продавца за причиненный покупателю вред от ненадлежащего товара. Данное заявление должно быть зарегистрировано у продавца.

Сроки и условия расчета с потребителем регламентируются Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ «О защите прав потребителей». Они различны, так как зависят от требований, предъявляемых покупателем.

Например, в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а, при необходимости, дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и, в случае необходимости, провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. В данном случае продавец обращается в экспертную организацию, имеющую соответствующее разрешение на осуществление такого рода деятельности (лицензию). Проведение экспертиз регламентируется «Инструкцией о порядке проведения экспертиз», утвержденной приказом Главного управления Государственной инспекции по качеству товаров и торговле по РСФСР от 22 мая 1979 г. № 20. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

4. При отрицательном ответе продавца на заявление покупателя, покупатель  имеет право обратиться с заявлением о нарушении прав потребителя в следующие органы государственной власти:

- Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), который осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Этот орган (его территориальные органы) направляет:

в пределах своей компетенции предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей;

- в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании (Нефтяная инспекция);

- в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренным законом прав потребителей;

- в судебные органы, с целью возмещения причиненного ущерба, если такой был причине некачественным товаром продавца.

Для точного установления ущерба причиненного товаром ненадлежащего качества, а так же впоследствии суммы, подлежащей возмещению потребителю продавцом, следует обратиться самостоятельно в организации, проводящие независимые экспертизы, в данном случае экспертиза производится за счет покупателя. Это необходимо для сбора доказательной базы, предъявляемой в судебный орган или в другие правоохранительные органы власти.